Агентству был представлен список из 48 японских военных преступников, участвовавших в создании и испытании на людях биологического оружия, в том числе полковник Оота — ему может принадлежать идея начинять шоколадные изделия бактериями сибирской язвы. Другой фигурант дела, Сиро Исии, планировал использовать для заражения людей чумных блох, чем вдохновил инженера Танаку сконструировать «трость с блохами».
В 1930-х под руководством Исии был создан спецотряд 731 Квантунской армии, где проводились чудовищные опыты над людьми, которых многократно заражали чумой, сибирской язвой, холерой, тифом и другими микробами. По словам сотрудников отряда за время его работы жертвами болезней стали 3 тыс. человек, по другим оценкам — 10 тыс. человек, в то числе советские военнопленные из лагеря «Хогоин», расположенного неподалеку. После окончания войны Исии удалось скрыться от Токийского трибунала и оказаться под защитой властей США, где он продолжил работу. В течение 1950-х СССР трижды просил выдать его для суда, но Вашингтон проигнорировал эти просьбы.
Кроме того ФСБ обнародовала документы о массовой казни советских граждан сотрудниками японской разведки после объявления о вступлении Советского союза в войну с Японией в августе 1945 года. В распоряжении РИА «Новости» оказалась копия письма, согласно которому на территории бывшей японской тюрьмы в маньчжурском городе Хайларе была обнаружена яма с 43 обезглавленными телами мужчин. Как выяснило расследование, людей задерживали прямо на улице и казнили в тот же день. Один из виновных, высокопоставленный сотрудник японской разведки Исаму Амано, был приговорен трибуналом к смертной казни в феврале 1946 года.
Journal information