?

Log in

No account? Create an account
а это его блог, Аксанов Нияз

АКСАНОВ НИЯЗ

Вместо того, чтобы пытаться оправдать ожидания других - лучше определи свои собственные...

Previous Entry Share Next Entry
В 1940-м году началась стройка ЖД от Казани до Бугульмы, вот что осталось от нее сегодня
а это его блог, Аксанов Нияз
kukmor
Сохранились остатки 50 км насыпи до деревни Конь (карта далее) и каменные водоотливные трубы под ней.
Оголовок такой трубы (ливнёвки) вы и видите на первой фотографии. Вчера я там побывал снова, сыну захотелось на на них взглянуть
;-)
Они сохранились отлично и с определенным интервалом встречаются вдоль всей насыпи.
Историю дороги и как найти это место читайте далее.



Какова же история этого строительства:

Необходимость строительства моста в низовьях реки Кама обусловлена историческими и экономическими условиями развития Волжско-Камского региона. В 1938 году было принято решение о строительстве моста через реку Кама в составе железной дороги Казань – Чистополь – Бугульма в районе населенного пункта Гремячка–Кубасы. Проектом предусматривалась организация совмещенного проезда железнодорожного и автогужевого транспорта.

Планировалось построить участок Дербышки (Казанская ж.д.) – раз.Акбаш (ж.д. им.В.В.Куйбышева). Проектная протяженность — 354 км.



Видео внутри трубы. В этом месте насыпь размыло и видно из каких кусков состояла труба, которая развалилась:



А вот примерная карта насыпи до деревни Конь:




Следующие две карты взяты отсюда - http://rmost.narod.ru/materials/kaz_bugulma/insp_kazan_bugulma.htm
Старая топографическая карта


Участок, на котором были проведены земляные работы



3. Другие ливневки вдоль насыпи.



4. Некоторые лежат полностью открытые и целые на дне оврагов:



5. Кажется что близко выход, но труба оооочень длинная.



6.


7. Вот еще в другом месте.



8. По материалам архива газеты
«Республика Татарстан»
...в 1941 году:
"С завершением зимнего сезона в нашей республике начались широкомасштабные работы по сооружению железнодорожной линии Казань – Бугульма. Вот что рассказал нашему корреспонденту главный инженер строительства В.Бобылев:
Эта железнодорожная трасса явится спрямляющим звеном направления Южный Урал – Башкирия – центральные районы европейской части СССР. Наряду с этим она будет иметь огромное значение для Татарии.
Вопрос о постройке железной дороги на территории Татарии не нов. Царское правительство делало неуклюжие попытки построить дорогу. В 1911 году намечалась постройка ветки от Казани до Чистополя без перехода через Каму. Вторично был поднят вопрос о постройке дороги Казань – Чистополь – Оренбург для стратегических поставок в начале 1917 года. Однако дальше разговоров дело не пошло. Насущная потребность Татарии в железнодорожной линии получает разрешение только при советской власти. В апреле 1939 года народным комиссаром путей сообщения Л.М. Кагановичем было утверждено проектное задание на постройку магистрали Казань – Бугульма. В том же году началась подготовка к строительству, а в прошлом году на трассе приступили к основным работам.
Направление линии установлено такое: разъезд Дербышки – Высокая Гора – Пестрецы – переход Камы у селения Кубассы в 12 километрах ниже Чистополя – Каргали – Новошешминск – Кичуй – Мамет – Письмянка и выход к действующему разъезду Совхозная железной дороги им.Куйбышева возле Бугульмы. Общая протяженность линии — 340 километров.


9. Вот место положение этой ливневки, ближе всего на машине можно подъехать из Нагорного по ул. Машиностроителей, в потом налево по дну оврага по ступенькам пройтись 5 минут.



10. Организация строительных работ должна производиться в три этапа. На первом предусматривается постройка стокилометровой линии от Дербышек до Камы, на втором — от Чистополя до Бугульмы, на третьем — переход мостом через Каму и устройство подходов к нему. Чтобы осуществить эту задачу, необходимо выполнить 14,2 миллиона кубометров земляных работ, оборудовать 262 каменные трубы, 17 малых мостов, 3 средних (через Мешу, Бетьку и Шешму) и грандиозный мост через Каму длиной в 1200 метров.
В исходных пунктах начавшейся укладки пути (Дербышки, Чистополь, Совхозная) намечено устройство депо для временной эксплуатации паровозов. Для их ремонта и обслуживания движения в будущем в Чистополе планируется построить основное депо. Здесь же будет базироваться пункт техосмотра вагонного парка. Снабжение паровозов водой запроектировано на шести вспомогательных станциях, а для обслуживающего персонала следует построить 177 тысяч квадратных метров жилья.
Общая стоимость стройки выражается суммой в 246 миллионов рублей, причем почти 17 миллионов уже израсходовано. Народный комиссар путей сообщения тов.Каганович поставил перед трудящимися орденоносной Татарской республики задачу: окончить в этом году земляные работы по отсыпке полотна первых пятидесяти километров и произвести укладку 22 километров железнодорожных путей от Дербышек до разъезда Сулла."



11.


12. Далее из той же газеты
...в 1941 году:
"В текущем году на строительстве железнодорожной линии Казань – Бугульма работы будут производиться на первых пятидесяти километрах — от разъезда Дербышки до пестречинской деревни Конь. Трасса следует мимо сёл Киндери и Аки Юдинского района, Белянкино и Чебакса Столбищенского, неподалеку от поселения Пермяки Высокогорского района и вступает в Пестречинский район. Здесь дорога, минуя села Старое и Новое Шигалеево, Шихазда, Зайцевка, Уланово, пересекает районный центр Пестрецы.

13.


14.


15. Возведение этого участка магистрали имеет свои особенности. Трасса, пересекающая склоны рек Киндерки и Суллы, сплошь изрезана оврагами, что вызывает необходимость возводить большие земляные насыпи и строить много искусственных сооружений. Все земляное полотно линии Казань – Бугульма начиная от Дербышек представляет собой ряд насыпей высотой от 10 до 25 метров, чередующихся с выемками глубиной до 10 метров. Лишь последние километры трассы имеют более ровный характер.
Сегодня колхозники, глубоко осознав всю важность быстрейшего сооружения магистрали, активно участвуют в её строительстве. В прошлом году только на участке Дербышки – Чебакса было занято свыше четырехсот колхозников-стахановцев и около двухсот лошадей с коногонами. Минувшей зимой проведена заготовка и вывезен немалый объем лесоматериала...
Недавно вновь объявлена трудовая мобилизация — со сходом снега стройка возобновляется. Нет сомнения, что наши усилия щедро окупятся в будущем!"


16.


17.


18.


19.


20. К июню 1941 года рабочие успели соорудить оборудованную насыпь длиной несколько десятков километров. Как и положено, на определенных участках ее "прорезали" каменные трубы, которые в неизменном виде сохранились до наших дней.
С началом военных действий строительство замедлилось, а в 1942 году остановилось совсем. Бывшие строители разъехались по фронтам и впоследствии к проекту больше так и не вернулись.


Subscribe to  kukmor

Recent Posts from This Journal


promo kukmor сентябрь 29, 00:30 1750
Buy for 90 tokens
Игра в ШАРИКИ! Здесь ;-) Старые работают под IE ...................................................... Внизу при загрузке появляется всплывающая панель с вопросом: разрешить ли сомнительное содержание. Надо ответить «Разрешить», и старые шарики заработают! Причём далее они будут работать всегда. +…

И сегодня добраться поездом из Челябинска или Уфы до Казани без пересадок
не возможно. Поезд идет по другой ветке через Екатеринбург


вот вот
когда впервые с этим столкнулся - был удивлен несколько лет назад)

интересное место!

удивительно!

однозначно!

знакомые места)

а я впервые увидел

отличные места для прогулок)

а ведь и сейчас эта дорога была бы нужная

однозначно - да!
но мост через Каму уже построен
и увы он только автомобильный...

в войнушку можно играть

Не "мертвая дорога", конечно, но тоже интересно.

«Чум — Салехард — Игарка»?
да, интересно было бы по ней пройтись

(Deleted comment)
Люблю подобные артефакты

Да... Сколько подобных проектов война не дала довести до конца! Один БАМ чего стоит.

ну ее хотя бы достроили

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Нияз, а откуда карты-то взяты?

http://rmost.narod.ru/materials/kaz_bugulma/insp_kazan_bugulma.htm
сейчас вставлю ссылку ;)

а еще есть карта, я ее не вставил:
"И вот вчера в Сети мне встретилась американская карта Казани 1954 года. Открываю карту и вижу - вот она, железная дорога:"
https://kazan-history.livejournal.com/84155.html

Edited at 2018-08-02 03:33 pm (UTC)

Через Чистополь до Бугульмы не доехать по ж/д, зато по другому берегу Камы, через Кукмор, вполне ))) У Вас ник не по этому населенному пункту взят?

потому что не достроили ее тогда, поэтому и не доехать.

Ну Бугульма тут просто пунктом соединения двух дорог был бы
Много куда без пересадок не доедешь в наше время из Казани из-за того что нет этой дороги

да, Кукмор - моя малая родина, там дом, мама, в честь него блог назван
:-)
Откуда название кУкмор:
http://kukmor.livejournal.com/327852.html