niaz1977@gmail.com (kukmor) wrote,
niaz1977@gmail.com
kukmor

Categories:

Тюмень в годы Великой Отечественной #победывтылу

Мавзолей и Ленин в Тюмени, кошки для Эрмитажа, летающий танк, 10 кругов рая и другие необычные факты о городе тех лет:




В первый год Великой Отечественной войны в Тюмень эвакуировали более 20 предприятий. Своими и прибывшими силами город делал всё возможное, чтобы дать фронту всё необходимое - от боеприпасов, боевой техники, медикаментов до водки.

После войны некоторые производства остались в областном центре. В частности, химико-фармацевтический завод имени Карпова (известный нам как завод медоборудования), аккумуляторный, завод пластмасс и др. В надежном тылу они стали крупными предприятиями.

Например, в годы Великой Отечественной войны Тюменский судостроительный завод являлся единственным предприятием в стране, строившим торпедные катера.
Первый эшелон с оборудованием на Тюменскую судоверфь прибыл со станции Понтонной из-под Ленинграда.

Не успели ленинградцы еще обустроиться, подошел новый эшелон с оборудованием и рабочими из Херсона. Они привезли недостроенные торпедные катера. Вслед за ними прибыли судостроители из Керчи, Николаева, Феодосии и Рыбинска. Все эвакуированные предприятия, объединенные на базе Тюменской судоверфи, получили название «Тюменский завод № 639». Вновь образованный завод получил задание – производство торпедных катеров, буксиров, барж, изготовление деталей к снарядам М-13 для «катюш».



В 1941 году был создан Тюменский приборостроительный завод. Именно это предприятие выпускает знаменитые весы «Тюмень», которые разошлись по всему СССР, попали даже за границу - в Африку и Индонезию. Счет выпущенным весам давно перешагнул за два миллиона.

Мавзолей
В целях безопасности тело Владимира Ильича Ленина было эвакуировано с Красной площади в глубокий тыл - в Тюмень. Точнее, в здание на ул. Республики, 7. Сейчас это главный корпус Аграрного университета Северного Зауралья (в те годы - сельхозтехникума).



Сама эвакуация и нахождение тела вождя сохранялись в строжайшей тайне. Только спустя десятилетия об этом стало известно, а на здании появилась мемориальная табличка.
Три года и девять месяцев хранила Тюмень мумию вождя мирового пролетариата.
В апреле 1945 года тело Ленина вернули в Москву.

Сибирские коты
В феврале 1944 года тюменская милиция в течение двух недель собирала по городу котов и кошек для отправки в Ленинград в Эрмитаж, где за время блокады развелось множество грызунов, представлявших угрозу для произведений искусства.
238 усатых стражей было отправлено в Северную столицу, где они дали начало новой популяции ленинградских кошек. Именно в их честь был назван сквер Сибирских Кошек на ул. Первомайской (фото в начале поста)

Летающий танк
В ноябре 1941 года в Тюмень эвакуировали авиационный завод № 241. Конструкторское бюро легендарного О. К. Антонова расположилось на улице Республики, где сейчас находится Тюменская областная дума.

Антонов предложил создать гибрид танка и планера. Предполагалось, что он будет подниматься в воздух на тросе, прицепленном к самолету-буксировщику, отцепляться от него за 20 - 26 км до цели и бесшумно производить посадку. После этого танк сможет сбросить крылья и немедленно ринуться в бой. Новый проект назвали «Крылья танка» (КТ). В качестве базовой модели был избран танк Т-60, созданный в самом начале войны на основе глубокой модернизации Т-40.



Однако изобретение выполнило только один полет, изрядно шокировав зрителей.

10 кругов рая.
В 1942 году в Тюмени был создан поезд-баня, который за годы Великой Отечественной войны прошел по многим фронтам - через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде, до Берлина. Десять вагонов, где можно было помыться, продезинфицировать одежду, отдохнуть, сравнивали с десятью кругами рая.


Цистерна на 50 тонн воды, раздевалка, парильня (переходы между вагонами утепленные), душевая, одевальня где ждет чистая продизенфицированная одежда с вагона склада, дальше парикмахерская, потом вагон-клуб, где можно было отдохнуть.



38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (38-й БПДП) был сформирован при участии всех жителей города. Мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель «Бытовик» передала два парикмахерских набора, ДОК «Красный Октябрь» изготовил и поставил всю банную мебель. Через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных.





Самый настоящий паровоз ФД-3031 стал памятным знаком у ДК «Железнодорожник». «Железный Феликс» появился в тюменском депо осенью 1941 года со следами вмятин, пробоин котла, полуразрушенной изоляцией, весь покрытый грязью и ржавчиной. Словом, он не раз побывал под бомбежками и артобстрелами.



В 1987 году, в канун столетия локомотивного депо, его установили возле ДК «Железнодорожник» на улице Первомайской, 55 в память о боевом и трудовом героизме тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Tags: ПОБЕДАОДНАнаВСЕХ, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo kukmor august 10, 00:01 1804
Buy for 60 tokens
Игра в ШАРИКИ! Здесь ;-) ...................................................................................................................................................................................... Старые работают под IE Внизу при загрузке появляется всплывающая панель с вопросом:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments