?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мне повезло, и я проездом 10 дней назад увидел эти картины. Такое я точно видел впервые! Очень сильные и глубокие впечатления оставили картины. Конечно же их нужно видеть в живую. В идеале вообще наверно их нужно ходить и рассматривать одному - всю ночь например. Больше всего поразила и понравилось "Поклонение пастухов".
:-)
Так как там фотографировать было нельзя, решил все же оставить себе на память этот пост и увиденные картины.

На выставке представлено 11 произведений Караваджо из собраний Италии и Ватикана.
Впервые в России и в первый раз за пределами Италии в одном выставочном пространстве представлено такое число произведений этого мастера, который решительно повлиял на развитие западноевропейского искусства Нового времени. Караваджо работал на рубеже XVI-XVII веков, когда формировалась новая европейская культура.

«Св. Франциск» (Национальная Галерея в Палаццо Барберини, Рим);





Творческий путь Караваджо охватывает всего два неполных десятилетия на рубеже 16 и 17 столетий. Художник родился 29 сентября 1571 года в Ломбардии, в городке Караваджо в семье каменщика. Получив первый профессиональный опыт у себя на родине в мастерской миланского художника Симоне Петерцано – ученика Тициана, он отправляется в Рим в возрасте двадцати с небольшим лет, где поначалу подрабатывает помощником у разных художников, в частности, у Кавалера д'Арпино, прославленного тогда живописца.

Одной из важнейших заслуг этого мастера было непосредственное обращение к явлениям реальной действительности, как самоценным объектам, и воплощение их в границах принципиально нового жанра живописи – жанровой картины, ярким примером которой является представленная на выставке работа «Юноша с корзиной фруктов», 1593, (Рим, Галерея Боргезе). Лейтмотивом произведения стала тема радости жизни и наслаждения великолепием материальной природы всего сущего, словно заново открытой художником: человеческой плотью и прекрасными плодами земли в окружающей их реальной световой и воздушной среде. Осязаемость фигуры и точность живописной передачи фруктов на переднем плане лишь подчеркивают утонченность созданного мастером образа.

«Юноша с корзиной фруктов» (Галерея Боргезе, Рим);


Две картины Караваджо, демонстрируемые на выставке, посвящены образу Иоанна Крестителя. Это полотно «Иоанн Креститель» из собрания Капитолийских музеев Рима. На холсте изображен счастливый юноша, подобный древнему божеству, не ведающий стыда, переполненный радостью бытия, который обнимает овна: он не скрывает своей наготы и обращается с сияющей, заразительной улыбкой к зрителю, словно призывая его шагнуть в пространство картины. Это произведение было написано в 1602 году, в переломный момент жизни Караваджо, вскоре после завершения полотен для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези. Присутствие в композиции изображения овна в течение какого-то времени мешало узнать в ее герое Иоанна Крестителя. В XVII веке предлагалось светское истолкование сюжета, отсылающее к классической литературе буколического жанра – молодого человека называли «Фригийским пастухом» и «Коридоном». Но из описи 1616 года ясно, что картина, написанная для Джованни Баттиста Маттеи, представляла Предтечу в связи с темой Страстей Христовых. Креститель обнимает овна – традиционное жертвенное животное, поскольку главная тема картины – не изображение Предтечи, а образ Жертвы Христовой и Искупления. Иоанн, согласно словам самого Христа, «был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Евангелие от Иоанна, 5, 35). К этой евангельской фразе отсылает изображение коровяка (verbascum), из которого в то время изготавливали фитили; это растение традиционно связывалось с Крестителем. Предназначенное для частного дворца, полотно из собрания Капитолийских музеев не является иллюстрацией библейского сюжета или изображением, служащим потребностям культа. Это глубокое обобщение размышлений художника о личности Христа, воскрешенного в памяти посредством его ближайшего предшественника – Иоанна Крестителя.

«Иоанн Креститель» (Капитолийские музеи, Рим);



Другое произведение, посвященное Крестителю, создано Караваджо в 1603-1604 годах. Это «Иоанн Креститель в пустыне» из Национальной галереи, находящейся в палаццо Корсини в Риме. Впервые картина упоминается под названием «Св. Иоанн Креститель в стиле Караваджо» в 1784 году в инвентарной описи собрания князя Бартоломео Корсини, хранящейся в Архиве семьи Корсини. Энергичная сдержанная манера письма, использование бокового освещения, выявляющего фигуру на темном коричневатом фоне, сближают это произведение с рядом работ, написанных в последний год пребывания художника в Риме, около 1606 года. Обнаженное тело святого написано мягко, а в движении левой руки, опирающейся на колено, и головы, резко повернутой вправо, заметно влияние пластики «Моисея» Микеланджело. Поэтическая сила полотна сосредоточена в подвижных тенях, окружающих фигуру, которая мягко выступает из фона. Лицо нахмуренного «мальчугана с окраины», которого Караваджо представляет в образе Крестителя, погружено в тень, глаза скрыты падающими непокорными волосами. Мы не видим, а лишь ощущаем его взгляд, он словно прячется, скрывая мучительную, задумчивую печаль – печаль Предтечи, размышляющего в ожидании воплощенного Слова.

«Иоанн Креститель в пустыне» (Национальная галерея в Палаццо Корсини, Рим);


В произведениях, созданных в последние его годы, постоянно нарастает предчувствие надвигающейся трагедии, которое нашло свое выражение в композиции «Мученичество св. Урсулы» (1610) из собрания итальянского Банка Интеза, последнего произведения великого мастера. Полотно отличает присущая художнику оригинальность трактовки религиозной темы, в которой нашли отражение события собственной жизни и личных переживаний художника. Полотно повествует о мученической смерти одиннадцати дев во времена гонений на христиан при императоре Диоклетиане около 304 года н.э. На картине представлен момент, когда облаченный в доспехи предводитель гуннов только что выпустил стрелу из своего монгольского лука, подчеркивающего его восточное происхождение. Одинокая, бледная девушка со склоненной головой, с руками, прижатыми к ране, испускает дыхание. На первый план выходит трагическое осознание неразрывной связи, существующей между победителями и побежденными, палачами и их жертвами, которых объединяет страдание и безнадежность будущего. Колорит и беспорядочность светотени усиливают драматизм происходящего, подчеркивают одиночество человека, осознание неотвратимости смерти.


«Мученичество св. Урсулы» (Коллекция Банка Интеза Санпаоло, Неаполь).


«Бичевание Христа» (Музей Каподимонте, Неаполь);






«Спящий амур» (Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция);



Персонажи религиозных картин Караваджо принадлежат к тому же социальному кругу, что и действующие лица его жанровых сцен, а подчеркнутые контрасты света и тени, использование резких ракурсов усиливают драматизм настроения его религиозных произведений. Ярким примером этого может служить выдающееся по своему значению полотно «Обращение Савла» (1600), представленное на выставке. (Оно постоянно находится в римской церкви Санта Мария дель Пополо). Факт предоставления этого шедевра на выставку в Москву поистине уникален. Картина передает духовное прозрение человека и не случайно главным выразительным средством здесь становится свет, к которому простирает руки поверженный на землю Савл, будущий апостол Павел.


«Обращение Савла» (Церковь Санта Мария дель Пополо, Рим);



Последние годы жизни Караваджо отмечены чередой драматических событий, причиной которых стало смертельное ранение, случайно нанесенное художником господину Рануччо Томассони во время игры в мяч. Караваджо грозило серьезное наказание вплоть до смертной казни, и по совету друзей он покинул Рим. В этот период он был вынужден скрываться, постоянно переезжая с места на место, и работая то в Неаполе, то на Сицилии и на острове Мальта. Этот поздний период представлен на выставке несколькими полотнами, самым выдающимся из которых следует признать написанное на Сицилии «Поклонение пастухов» (1609), наполненное нежностью чувства и одновременно глубокой безысходностью.

«Поклонение пастухов» (Региональный музей Мессины, Мессина, Сицилия);


Своей высшей творческой зрелости Караваджо достигает к 1606 году, когда им было написано несколько монументальных полотен для наиболее известных римских церквей, в том числе и для собора Св. Петра. Одно из самых прославленных работ этого времени – произведение «Положение во гроб» (1606, Музеи Ватикана, Пинакотека), которое поражает правдивостью в передаче чувств и мощным драматическим накалом. Как явствует из документов, для понимания картины чрезвычайно важно помнить об активной роли ордена ораторианцев, которым принадлежал собор; ими были установлены строгие правила, касающиеся убранства капелл и иконографии сюжетов. Свет вырывает персонажи из неясного мрака, выявляет их черты и чувства: состарившуюся мать Христа, обращенную грешницу Марию Магдалину, Марию Клеопову, «любимого ученика» Иоанна и Никодима. Группа фигур, образует своего рода скульптурную композицию, а зритель оказывается участником сцены благодаря углу зрения (снизу, от камня) и взгляду Никодима, в образе которого исследователи видят портрет заказчика, Пьетро Виттриче. Распределение света в картине строго продумано, благодаря чему Караваджо удается направлять взгляд зрителя. Картина соединяет элементы и персонажи из двух сюжетов - «Положения во гроб» (при котором, согласно Евангелиям, присутствовали Иосиф Аримафейский, Магдалина и Мария Клеопова) и «Оплакивания» (в котором обычно изображаются Богоматерь и Св. Иоанн Евангелист). Такое соединение продиктовано иконографической программой церкви, отвечавшей замыслу самого Филиппо Нери, основателя ордена ораторианцев. Караваджо добавляет элемент, несущий в композиции большую эмоциональную нагрузку, – колоссальную каменную плиту, на которой стоят герои. Это камень, закрывающий вход в погребальную пещеру, и, одновременно, ‑ камень помазания, на который было положено тело Спасителя для умащения благовониями и пеленания, куда падали слезы Матери и капли крови Сына. Плита прямо отсылает к Христу как краеугольному камню, объединяющему Ветхий и Новый заветы, ‑ камню, на котором основана Церковь, понимаемая как «тело Христово» и символически представленная здесь телом Спасителя.

«Положение во гроб» (Музеи Ватикана, Ватикан);



«Христос в Эммаусе» (Пинакотека Брера, Милан);


Художник прожил недолгую (всего 39 лет), но очень яркую и динамичную жизнь, оставив богатейшее художественное наследие. Творчество Караваджо можно сравнить с увертюрой к новой эпохе не только по хронологии и стилистике, но и в более глубоком символическом смысле. В нем, как в увертюре, в сжатой, но очень впечатляющей и концентрированной форме поставлены многие из кардинальных вопросов художественной проблематики XVII века, которые затем получат свое более полное развернутое воплощение в искусстве Нового времени.

Для тех кто решит сходить, режим работы выставки в ГМИИ им. А.С. Пушкина (Пушкинский на Волхонке): выходной день - понедельник
ежедневно с 10.00 до 19.00 (кассы до 18.00), четверг с 10.00 до 21.00 (кассы до 20.00)
Subscribe to  kukmor
promo kukmor november 10, 19:30 1720
Buy for 90 tokens
Игра в ШАРИКИ! Здесь ;-) Если вдруг Шарики в этом посте не работают, то сделайте закладку с адресами: http://kukmor.livejournal.com/351026.html или kukmor.livejournal.com/351026.html и открывайте этот пост через неё чтобы новомодный https не мешался ........................... О самой необычной…

Comments

( 116 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
ljtimes
Jan. 24th, 2012 08:10 am (UTC)
Ваша запись опубликована в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали вашу запись интересной и добавили ее в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:15 am (UTC)
Re: Ваша запись опубликована в LJTimes
спасибо
:-)
kolodin
Jan. 24th, 2012 08:13 am (UTC)
Отлично, просто! Спасибо за пост.
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:15 am (UTC)
всегда пожалуйста
:-)

часть картинок кликабельны!
mihalych_lv
Jan. 24th, 2012 08:16 am (UTC)
действительно стоит увидеть
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:17 am (UTC)
уникальная штука!
nponedelnik
Jan. 24th, 2012 08:20 am (UTC)
Это конечно потрясающе!
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:22 am (UTC)
просто завораживает, стоишь и погружаешься в новые необычные ощущения
niskinfoto
Jan. 24th, 2012 08:31 am (UTC)
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:41 am (UTC)
пожалуйста =)
joiede
Jan. 24th, 2012 08:35 am (UTC)
Вот да, после "вживую" смотреть на эти, с позволения сказать, картинки - сложно.
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:41 am (UTC)
согласен, но вспоминать проще
foto6x7
Jan. 24th, 2012 08:35 am (UTC)
Все замечательно, только количество посетителей выставки превращает ее в эдакое метро в час пик, что, мягко говоря, осложняет получение удовольствия от работ.
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:42 am (UTC)
вот я про ночь наверно и написал из-за этого

но мы пришли в будний день в 11 и народу еще не так много было
повезло
(Deleted comment)
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:43 am (UTC)
Re: а скока билеты стоять?
300рублей

и еще аудиогида я взял за 250р (рекомендую)
(Deleted comment)
Re: а скока билеты стоять? - kukmor - Jan. 24th, 2012 10:56 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: а скока билеты стоять? - kukmor - Jan. 24th, 2012 11:11 am (UTC) - Expand
0bovsemka
Jan. 24th, 2012 08:45 am (UTC)
Ну, хоть, благодаря тебе, посмотрим)
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:55 am (UTC)
так вам там близко совсем =) потом глянуть
ya_lyublyu
Jan. 24th, 2012 08:46 am (UTC)
были, знаем :)
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:56 am (UTC)
супер!
dualog
Jan. 24th, 2012 08:54 am (UTC)
Его полотна излучают невероятно мощную ауру.
kukmor
Jan. 24th, 2012 08:56 am (UTC)
подтверждаю! =)
aptukkaev
Jan. 24th, 2012 08:56 am (UTC)
Прекраснейшая запись!
Благодарю за напоминание о том, что не сдерживаю обещание.
Начну публиковать свою коллекцию живописи.
Мало не покажется: 2 810 648 881 байт.
Или почти три Гигабайта :-)
kukmor
Jan. 24th, 2012 10:57 am (UTC)
обязательно нужно!
vezuka
Jan. 24th, 2012 09:11 am (UTC)
дадада это надо увидеть вживую! хорошо бы еще в соборе! и чтобы не было толп вокруг
но в любом случае ни разу не пожалела о том, что промерзла на морозе и потратила смешные 300 рублей, теперь буду всю жизнь вспоминать и рассказывать внукам :)
nataly_kuzmina
Jan. 24th, 2012 09:19 am (UTC)
хихи, а я дважды (второй раз как раз с автором поста) подскочила в будний день к 11, и без всяких очередей вэлкам. народ подползает к 12, не раньше.
зато я не попала на дали((((
(no subject) - vezuka - Jan. 24th, 2012 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - nataly_kuzmina - Jan. 24th, 2012 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukmor - Jan. 29th, 2012 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nataly_kuzmina - Jan. 29th, 2012 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kukmor - Jan. 29th, 2012 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kukmor - Jan. 24th, 2012 10:57 am (UTC) - Expand
archidevushka
Jan. 24th, 2012 09:31 am (UTC)
Я видела выставку его работ в Риме. Очередь была, как в Мавзолей в советское время. И в очереди, и во время осмотра картин чувствовалось, что для итальянцев, приехавших со всех концов страны Караваждо - всенародно любимый художник, ну почти что "наше всё". Зачастую шумные, общительные, эмоциональные итальянцы надолго замирали перед картинами, развешанными в полутемных залах с тёмно-красными стенами. От картин шёл какой-то волшебный свет, который ни одна репродукция не передаст. Картин там было больше, чем в Москве. Поразил, кроме этого волшебного света, ещё их размер: они гораздо больше, чем я себе их представляла. Особенно понравилась картина "Положение во гроб". Хотя перед каждой можно долго стоять, восхищаясь каждой деталью.
kukmor
Jan. 24th, 2012 10:58 am (UTC)
спасибо за такой "вкусный" комментарий
:-)
свет просто бесподобен
(no subject) - archidevushka - Jan. 24th, 2012 11:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - kukmor - Jan. 24th, 2012 11:51 am (UTC) - Expand
lenuhka
Jan. 24th, 2012 10:00 am (UTC)
Спасибо за виртуальную экскурсию))) По-доброму завидую тем, кто видел это в живую!
kukmor
Jan. 24th, 2012 10:58 am (UTC)
пожалуйста
:-)
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 116 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Самый оперативный способ связи со мной

эл. почта - niaz1977@gmail.com

Репортажи из блогерских поездок:

Powered by LiveJournal.com